"Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает…"
Почему-то именно эта строчка из песни вспомнилась, когда стала готовить материал для Азбуки карьеры. КАКИЕ ВОПРОСЫ НУЖНО ЗАДАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ НА СОБЕСЕДОВАНИИ?
Конечно, многое зависит от позиции, от компании, от того, с кем мы беседуем – со службой персонала, непосредственным руководителем или кем-то еще. Но есть ряд закономерностей, которые обычно не учитываются при подготовке к собеседованию.
1) Обычно при поиске работы мы концентрируемся на собеседовании, думаем, как лучше показать себя, свой опыт и компетентность, как успешно ответить на вопросы, которые нам зададут.
2) И не думаем о важности подготовки своих вопросов о должности, о компании:
Мы ожидаем, что нам максимально подробно расскажут о должностных обязанностях, и если что-то будет непонятно, то про это можем уточнить.
Мы не всегда знаем, когда удобно задать эти вопросы, ведь это собеседование, решение еще не принято.
Мы задаем вопросы о том, что нас волнует: зарплата, график работы, отпуск, переработки и оплате за них.
Мы не знаем, что работодатель оценивает нас в том числе и по заданным вопросам. Кандидат, который не задал ни одного правильного вопроса, вряд ли добавил плюсов к своему успеху на собеседовании.
Мы верим, что на новом месте работы нас ждет только успех, не видим подводные камни и риски нового работодателя, руководителя или коллектива.
У каждого кандидата в конце собеседования обычно спрашивают, есть ли вопросы. Кто-то задает, кто-то теряется, не находит что спросить. И уже работая на новом месте часто понимаешь, что если бы задал определенные вопросы, поинтересовался заранее на собеседовании, то не возникло бы вопросов "Как я сюда попал? Куда смотрел? Почему не подумал?" и многих сложностей можно было избежать. Но если мы не задали вопросы, если не поняли, куда идем, велик риск столкнуться с проблемами.
На карьерную консультацию часто приходят сотрудники-новички. Кто-то через неделю, кто-то через месяц, а кто-то чуть позже, когда понимает, что попал не туда. И встают перед выбором – работать в этих условиях не хочется, но опять искать работу – сложно, а как потом объяснять свой уход? Ведь что бы ты не говорил, обычно уход сотрудника из компании говорит о том, что человек не справился, не прошел испытательный срок, часто меняет работу, не смог понять, что это не его компания и так далее. Как байку рассказывают ситуацию, когда женщина в первый день работы вышла из отдела оформлять документы, и больше не вернулась. От ужаса: от коллектива и условий труда и поставленных задач.
О чем нужно спросить на собеседовании, чтобы:
• повысить шанс занять интересную вакансию
• получить информацию, стоит ли вам устраиваться к этому работодателю
Вопросы работодателю – это традиционный этап собеседования, который позволяет кандидату получить дополнительную информацию о работе, а работодателю дополнительно оценить кандидата.
Что пытается оценить работодатель, когда просит задавать вопросы?
• Заинтересованность кандидата
• Его проактивность
• Аналитические способности
• Мотивацию кандидата
Какие вопросы необходимо задать:
• Про компанию
Зачем: это покажет вашу заинтересованность в позиции, сформирует лояльность к бренду работодателя, даст возможность больше рассказать о преимуществах компании. А вам – лучше понять: насколько совпадают ценности этой компании с вашими ожиданиями.
Примеры вопросов: Каковы планы компании на ближайшие несколько лет? Какова стратегия развития компании? Какие люди нужны компании, чтобы реализовать ее стратегические цели? Расскажите о стиле управления, принятом в компании. Какой годовой оборот компании? Сколько лет компания присутствует на рынке? Обратите внимание: если информация есть в открытых источниках, то лучше, если вы узнаете заранее и на собеседовании покажете свою информированность.
• Про обязанности, задачи, критерии оценки работы
Зачем: формируем впечатление о себе как о кандидате, искренне интересующемся позицией и работой в компании. Вы покажете, что вы заинтересованы в качественном выполнении обязанностей, что вы планируете свою деятельность, сможете оценить работу по критериям. Вы сможете уточнить детали и непонятные моменты. Сможете оценить свои силы и понять, подходит ли вам эта работа, насколько профессиональные знания и умения соответствуют данной позиции.
Примеры вопросов: Что будет входить в мои должностные обязанности? Что ждете от этой позиции? Какие планы в годовой перспективе? По каким критериям будет оцениваться работа? Кто будет оценивать? В какие сроки? Какая необходима отчетность? Какие первоочередные обязанности моей должности? Какие из обязанностей основные, а какие второстепенные? Из чего складывается типичный рабочий день? Сколько в среднем длится рабочий день? C чем обычно связаны переработки? C какими сложностями придется столкнуться? Есть ли дресс-код? Обратите внимание, как отвечают на ваши вопросы. Если расплывчато, некорректно или уходят от ответа, это признаки возможных проблемам в будущем.
• Про руководителя
Зачем: понять насколько вам комфортно будет работать с руководителем.
Пример вопросов: Кому непосредственно я буду подчиняться? Какой стиль управления? Какие качества ценит в сотрудниках?
• Про команду
Зачем: понять, насколько легко будет войти в команду.
Примеры вопросов: Сколько человек будет работать вместе со мной? Сколько человек сейчас работает в команде? Планируется ли расширение? Какие отношения в коллективе? Проводятся ли корпоративные мероприятия?
• Про испытательный срок
Зачем: Испытательный срок может быть 1-3 месяцев, для ряда позиций – 6 месяцев. Зарплата в этот период может быть разной и сильно зависеть от поставленных задач.
Примеры: Какие результаты от меня ожидают за время испытательного срока? Как изменится зарплата во время испытательного срока? По каким критериям будет оцениваться результаты прохождения испытательного срока?
• Про вакансию
Зачем: получить дополнительную информацию. Если это расширение штата, то нужно понять какие проблемы, потребности, задачи требуется решить, какие компетенции нужны вам, чтобы успешно реализовать задачи. Если вакансия новая, то вам нужно начинать с нуля, у руководства может не быть четкого понимания ваших задач, или они будут меняться от ситуации. Если вакансия появилась в связи с увольнением, можно поинтересоваться причинами. Понять больше об атмосфере в команде и в компании.
Примеры вопросов: Это новая позиция или старое рабочее место? Почему появилась вакансия? С чем связано ее введение?
• Про перспективы развития в рамках компании
Зачем. Эти вопросу покажут вашу дальновидность и желание работать и развиваться. А вам – возможность понять варианты развития, прохождения курсов, получения сертификатов, повышения квалификации.
Примеры вопросов: Предусматривается ли повышение квалификации работников? Практикуется ли в компании обучение сотрудников? Как часто и на каких основаниях (инициатива руководителя, самого сотрудника, плановые тренинги)?
Возможен ли карьерный рост? Что нужно сделать для повышения?
• Про режим работы
Зачем: стоит узнать не только о графике работы, но и о таких немаловажных моментах, как переработки, работа в праздники и выходные, каким образом все это оплачивается.
Примеры: Каков режим работы в компании? Какими будут ваши первые рабочие дни? Планируется ли вводный инструктаж или тренинг? Будет ли у вас наставник, к которому можно обратиться по любому вопросу?
• Про зарплату, отпуск, соц. пакет, график работы, командировки, банковские карточки и другие вопросы.
Зачем: Это важные вопросы, больше интересные самому кандидату, но не прояснив их, вы сможете попасть в непростые ситуации. Например, собираетесь в запланированный отпуск, предупредите заранее, обычно работодатели не очень любят отпускать в первые полгода работы. Или вы согласны ездить в командировки, но никто не предупредил, что они длятся 2-3 месяца. Задавайте вопросы не только о зарплате, но и о влияющих на неё факторах.
Примеры вопросов: Какая начальная зарплата? Как можно увеличить доход? Есть ли премии и бонусы? Через какой период я смогу уйти в отпуск? Как вообще организован уход в отпуск в подразделении? Например, надо ли быть постоянно на связи? И как решается, кто вас заменит?
• Про принятие решения о приеме на работу
Зачем: Вы имеете право ясно представлять, когда с вами свяжутся, чтобы планировать дальнейший поиск работы. Часто принятие решение растянуто во времени, собеседования могут тянуться месяцами до принятия решения по закрытию позиции.
Пример вопросов: В течение какого промежутка времени мне ожидать решения? Когда я смогу узнать о вашем решении? Когда вы планируете закрыть данную вакансию?
Какие вопросы не надо задавать:
1) Вопросы, которые показывают, что вы не собрали информацию о компании. Вопрос про стратегию развития компании хороший, но, если ответ на него висит на открытой странице компании – вам это в минус. Часто вопрос о должностных обязанностях лишний, так как в вакансии написано подробно. Я бы с этим поспорила, читая описания некоторых вакансий хочется сказать ЖЕСТЬ!
2) Вопросы, которые покажут, что в ваших жизненных приоритетах – только материальные мотивы и заинтересованность в работе. (Моя зарплата, соц. пакет, бонусы, машина, компьютер, телефон, вознаграждения)
Еще один комментарий: перед собеседованием можно подготовить вопросы – самому, прочитать в интернете, подготовить с консультантом, спросить у друга. Но здесь важно быстрое реагирование. Если про это уже рассказали, не переспрашивайте. Если все было понятно, и у вас есть полное представление – скажите об этом.
Желаем вам не только задать на собеседовании правильные вопросы, но и услышать ответы, которые вас устроят!